Я в мире взрослых

Автор: | 24.04.2017

Имея малый жизненный опыт и особенности развития психических процессов , ребенок, естественно видит окружающую его действительность по своему. Взрослому нужно знать эти особенности и учитывать их в процессе общения с ребенком.

1. Дети очень наблюдательны. Они часто замечают те «мелочи», которые мы, взрослые, пропускаем. Но дети замечают как правило, внешние, яркие признаки , не внедряясь в суть явления.

2. Маленькие дети хотят все знать. Ярчайшее проявление этого – их непрекращающиеся вопросы . Характер вопросов с возрастом меняется. Если в 3 года это чаще всего «что?», то в 4 года появляется «почему?»

3. У детей своя логика. Их оценки могут быть адекватными (правильными) или неадекватными (неправильными) с точки зрения взрослого.

4. Дети всегда эмоциональны. Они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Эмоциональная активность ребенка – это заинтересованное, эмоциональное восприятие окружающего мира, желание принять в нем участие, умение правильно оценивать его. Эмоционально активный ребенок не может остаться безучастным к переживаниям другого, к проявлению жестокости. Эмоциональная активность способствует развитию потребности в общении, взаимодействии с окружающим миром людей. Важно помнить, что познание ребенка идет через чувствование, а развитие ребенка идет через мир фантазий и воображения. Поэтому одним из важнейших приемов развития эмоциональной активности ребенка является воображаемая ситуация.

Эффективность процесса приобщения ребенка к миру взрослых во многом зависит от тех средств, которые мы используем. Проанализируем их.

1. Социальная действительность – реальная жизнь. Важно отражать действительность в приемлемой форме – объяснять происходящее в жизни доступным для ребенка языком, рассказывать о происходящих событиях в окружающей нас жизни.

2. Предметы рукотворного мира. Их познание идет через общение со взрослым, который должен показать ребенку предмет и научить его действовать с ним. Пользование бытовыми принадлежностями – приготовление обеда , помощь в уборке квартиры. Особое место в предметном мире занимает игрушка и ее разновидности. Нельзя переоценить совместную деятельность взрослого и ребенка в конструировании игрушечной мебели, бытовой техники и т.д.

3. Художественная литература . Необходимо включать в жизнь ребенка произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи. Огромный вред психике ребенка наносят компьютерные игры агрессивной направленности. Их нужно исключить , потому, что ребенок в силу возрастных особенностей, не может их оценивать критически, как взрослые. Просмотр телевизора ребенком- дошкольником не должен превышать 30 минут в день, а для правильного формирования отношения ребенка взрослый комментирует поведение «мультяшных» героев, просматривая мультфильм вместе с ребенком.

4. Изобразительное искусство. Посещение выставок, музея, кукольного театра.

Большое значение при ознакомлении детей с миром взрослых имеют социальные события и праздники. (Олимпийские игры, День защитника отечества, Международный женский день и т.д.) заинтересованность взрослого и позитивная оценка происходящего передается и ребенку – изготовление горок, ледяных дорожек во дворе, на участке детского сада . Приготовление сувениров и открыток своими руками к празднику для дедушки, папы, брата; активное участие в тематических утренниках ; приготовление праздничного чаепития для бабушки, мамы.

Быть полезным, быть нужным , деятельным и очень необходимым в большом мире взрослых – вот главный мотив становления активной личности ребенка !

В заключении хотелось бы акцентировать внимание на том, что основным приемом развития эмоциональной активности ребенка остается пример взрослого. Умение взрослого показать и передать детям свое эмоциональное отношение к тому или иному событию является важнейшим условием формирования активной личности будущего гражданина!