Агрессивный ребенок

Автор: | 24.04.2017

Агрессия (от лат. Aggressio «нападение») – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательное переживание, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессия – это действие. Агрессивность – готовность к совершению таких действий. Это свойство личности. Агрессивные люди характеризуются напористостью, склонностью к соперничеству, желанием превзойти других, нетерпением, высоким уровнем враждебности.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными: некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, сцены насилия, демонстрируемые на телевизионных экранах, игнорирование личности ребенка взрослыми.

Следует отметить, что огромную роль в возникновении агрессивности у детей играет воспитание в семье:

1. Если родители сами ведут себя агрессивно, часто наказывают детей, постоянно контролируют их поведение, дети могут перенять такую манеру поведения, не представляя себе другой.

2. Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением;

3. Дети просто не знают, как добиться желаемого или как выражать чувства в спокойной манере;

4. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Если подавлять ребенка, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, хотя это не будет гарантировать от проявления агрессии в другой ситуации.

Следует отметить, что агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких, и у чрезмерно строгих родителей.

Преодоление агрессивности у детей целесообразно проводить в следующих направлениях:

1. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме – рвать ненужную газету; – бить по мягкой поверхности резиновым звучащим молотком; – топать ногами в отдельной комнате; – громко спеть песню; – отжаться от пола; – попрыгать на скалке; – нарисовать обидчика и быстро заштриховать его; – слепить из пластилина «обиду» и сломать ее.

2. Обучать приемам саморегуляции , умению владеть собой в различных ситуациях и управлять своим состоянием с помощью дыхания (релаксация).

3. Отрабатывать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях, используя технику Я – высказывания. Например: «Мне это неприятно» «Я с тобой ругаться не хочу, я хочу дружить»; «Не кричи на меня»

5. Формировать такие качества, как эмпатия, доверие к людям.

Родителям необходимо:

1. Понимать, что скрывается за поведением ребенка. Уметь выслушать и понять его чувства.

2. Уметь прислушиваться к мнению ребенка, даже если оно им не нравится.

3. Объяснять детям, что существует большая разница между отстаиванием своего мнения и агрессивностью.

4. Научить ребенка выражать свои желания и мнения без ненужных эмоций и показать пример того, как добиться цели, не нанося вреда окружающим.

5. Не стыдиться за испытываемые им чувства, научить спокойно их выражать.

6. Самим проявлять эмоциональную теплоту по отношению к детям.