Главная / Советы логопеда / Консультации логопеда

Консультации логопеда

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Детство» (авторский коллектив В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.И.Никитина).

Данная программа рассчитана на дошкольников без речевых нарушений. В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушением речи, в том числе и детей с тяжёлыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость создания логопедических групп. Программа логопедической работы предполагает комплексный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи и фонетико-фонематического недоразвития речи и характеризуется увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта. Поэтому все дошкольники старшего дошкольного возраста с выявленным речевым диагнозом были направлены на обследование ТПМПК, где получили направление в логопедическую группу. Таким образом, в нашем детском саду сформированы две старшие логопедические группы. В группе «Золушка» работает логопед Сафронова Елена Геннадьевна и воспитатели Мусина Ирина Ильинична и Мартьянова Наталья Константиновна.

Логопедическая работа в ДОУ проводится согласно коррекционным программам для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи. Процесс воспитания, обучения и коррекции базируется на основе современных государственных образовательных стандартов и технологий с применением технических средств обучения, специального оборудования.

В логопедических группах в целях максимальной индивидуализации коррекционной работы число детей меньше, чем в обычной группе. Учитель-логопед проводит фронтальные занятия, утренние логопедические пятиминутки и ежедневно, в течение дня, работает с каждым ребенком в отдельности. Коррекцией речевого и общего развития детей в логопедической группе занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет речевые навыки, полученные на логопедических занятиях.

Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем логопедической группы стоят и коррекционные, и общеразвивающие задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал всех образовательных областей и режимных моментов. Воздействие воспитателя многоаспектное, направлено на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

Большое внимание уделяется развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создает необходимые предпосылки для формирования грамотной речи. Воспитатель помогает детям овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой детского сада. Одними из важных приоритетных направлений в работе логопедических групп является обогащение мотивации правильной речевой деятельности детей, развитие познавательной активности дошкольников и комплексности воздействия на ребенка, что предполагает развитие речи в разных видах деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музы¬кальной, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

С детьми, посещающими логопункт, проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия. Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.