В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют нарушения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Число детей, имеющих нарушения слоговой структуры слов, с каждым годом увеличивается, также наблюдается большое количество детей среднего и старшего дошкольного возраста, с ограниченными речевыми возможностями. Так, у детей первого уровня речевого развития активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов и лепетных слов. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Теоретические и экспериментальные данные в области онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что для нормального восприятия и произношения лексических единиц требуется определенный уровень сформированности ряда неречевых процессов, а именно: оптико-пространственной ориентации, восприятия и воспроизведения ритмических действий, возможностей построения двигательных серий. Учитывая взаимосвязь между овладением звукослоговой структурой слова и развитием ритмических способностей, логопедическая работа должна включать задания по их формированию. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.
Если дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить. Основная задача логопедического воздействия на первом этапе заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить названия игрушек, частей тела, предметов одежды, туалета, домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, названия животных, которых часто видит. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, совершаемых ребенком самостоятельно (спит, ест, сидит и др.) Если дети знают названия предметов, некоторых животных и т.д., необходимо как можно скорее обучать их понимать названия действий и вопросы, связанные с ними: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Если же уровень понимания речи достаточно высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звукоречевых проявлений.
Ответственный момент в логопедической работе с детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания поможет использование фонетической ритмики. Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных уп¬ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо-вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре¬чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Постепенно развивается двигательная сфера маленького ребенка, подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. И в этом случае именно движения способствуют формированию произношения. Если слоговой материал, как правило, одинаков и для всех детей с ОНР, то слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются с учётом уровня речевого развития и степени сформированности произносительных навыков.
Особое внимание в работе по формированию слоговой структуры слова необходимо уделять развитию ритмических способностей. Работа над восприятием ритма включает в себя:
— прослушивание изолированных ударов, серий простых ударов, определение их количества, соотнесение с соответствующей записью ритма;
— прослушивание серий акцентированных ударов, определение их количества и качества, соотнесение с соответствующей карточкой с записью аналогичной серии;
— воспроизведение ритма, сначала простого, затем — с выраженным ударением;
— идентификация и дифференциация силы звучания языковых единиц (громкое/тихое звучание), длинны звучания (длинное/короткое), воспроизведение предлагаемых образцов, языковых единиц по следам восприятия, произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).
Одним из важных этапов формирования слоговой структуры слова является работа на уровне слога. Цель работы со слогами: учить детей плавно переключаться со слога на слог в разных слоговых цепочках. Особо интересны детям упражнения по проговариванию слогов с опорой на карты, представленные Т.Н. Новиковой-Иванцовой и символы звуков по М.Ф. Фомичевой, Использование слоговых карт помогает детям проговаривать разные слоги: со сменой гласных (ма-му, па-по и др.), со сменой согласных (та-да, кы-гы, му-ву), закрытые слоги со сменой согласных (моп-мох-мот), слоги со стечением согласных звуков (тка, втка) и более сложные сочетания. Каждый тип слоговой структуры отрабатывается тщательно и последовательно даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово “разбивается” ребенком на две, три, и более простые и изученные слоговые структуры. Характерной особенностью коррекционной работы является многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале. Таким образом, с помощью карт у дошкольников постепенно формируются возможности восприятия и произношения слов различной слоговой структуры.
После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам (простукиваются). Также рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок с использованием просьбы передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом слов со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.
Постепенно слова можно вводить во фразу. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихотворения, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихотворения не более чем в две строки. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишьям. При заучивании необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.
Работа по формированию и совершенствованию слоговой структуры слова является одним из главных направлений в преодолении общего недоразвития речи и должна осуществляться параллельно с деятельностью по всестороннему развитию ребенка. Учитель- логопед Сафронова Елена Геннадьевна.